Открытая общественная правовая информационная система

Как управляют регионами?

Как мы уже выяснили Российская Федерация и её субъекты делят полномочия в сфере госуправления между собой на предмет исключительного ведения Федерации, предмет совместного ведения и предмет исключительного ведения регионов. Основные полномочия субъектов РФ по вопросам совместного ведения определяются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (перечислены в ст. 26.3).

Для исполнения властных функций в субъектах федерации созданы собственные системы органов исполнительной и законодательной власти.

Следует отметить, что в субъекте федерации действуют государственные органы двух типов:

1. Органы федеральной власти;

2. Органы государственной власти субъекта федерации.

Структура территориальных органов федеральной власти определяется в федеральном центре и принципиально едина для всей страны.

Структура органов власти субъекта федерации имеет ряд общих черт, но в целом уникальная в каждом из регионов, что обусловлено местной спецификой и видом субъекта федерации.

Для начал отметим единые принципы организации власти в субъектах федерации:

1. разделение исполнительной и законодательной (представительной) власти,

2. опора на административно-территориальное деление субъекта,

3. определенное сходство с федеральными органами государственной власти,

4. независимость территориальных органов федеральных органов власти от органов государственной власти субъекта федерации.

Региональная специфика опирается на вид субъекта федерации (в области, крае, округе исполнительную власть представляет губернатор и правительство, представительную - дума или законодательное собрание, в республике - президент и парламент), исторически особенности организации власти (могут проявляться в названии органов власти, например, курултай вместо думы или парламента, в их структуре - однопалатный или двухпалатный представительный орган), потребности региона и уровень его внешнеэкономических связей.

Система органов государственной власти региона такова. Высшее должностное лицо региона либо избирается народом, либо назначается представительным органом по представлению Президента РФ. Оно может как возглавлять правительство региона и исполнительную власть в нем, так и занимать место, схожее с местом Президента России - т.е. располагаться над ветвями власти в регионе. Представительный орган всегда избирается народом, его численный состав и количество палат разнятся в зависимости от субъекта федерации. Представительный орган принимает законы, обязательные для применений на всей территории субъекта федерации. Для исполнения законов и осуществления властных полномочий в регионе создается правительство куда входит от 10 до 20 министров.

Региональные органы государственной власти могут делегировать (частичная передача полномочий, для достижения определённых целей) свои полномочия органам местного самоуправления.

Контроль за работой органов власти субъекта федерации осуществляют: Президент РФ (может снять с должности губернатора), суды, в том числе Конституционный (уставной) суд субъекта федерации, органы прокуратуры.

Нормативные правовые акты, затрагивающие организацию управления регионами:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2015)

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту