Открытая общественная правовая информационная система

Кто и как управляет муниципальными образованиями?

Муниципальные образования управляются муниципальными органами. К ним относят:

представительный орган муниципального образования (городская дума или совет);

главу муниципального образования (мэр);

местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава местной администрации руководит местной администрацией. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Главой местной администрации является:

а) либо глава муниципального образования;

б) либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения (для каждого МО закон устанавливает свой список) и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Контрольный орган МО осуществляет финансовый контроль за деятельностью муниципальной власти. Он формируется представительным органом муниципального образования и состоит из Председателя, его заместителя и аппарата. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. Часто это самый профессиональный орган местного самоуправления. Контрольный орган осуществляет:

1) контроль за исполнением местного бюджета, законностью, результативностью и эффективностью использования его средств;

2) экспертизу проектов местного бюджета, проектов муниципальных правовых актов и внешнюю проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

3) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

4) оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

5) участвует в антикоррупционной деятельности.

Способ формирования этих органов и отношения между ними, как правило, укладываются в одну из трех установленных законом моделей:

представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту,

представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию,

представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В первом случае, на примере города, мы имеем схему с независимыми городской думой или советом, руководитель которой избирается не из ее числа а отдельно, а рабочие вопросы решает сити-менеджер, возглавляющий администрацию. Контракт сити-менеждера не может быть заключен на срок свыше полномочий действующего представительного органа МСУ. Система эта довольно гибкая и разделяет исполнительные и представительские органы местного самоуправления, что положительно сказывается на интересах горожан.

Во втором случае схема еще более классическая: мэр+городской совет или дума, которые могут начать играть в "перетягивание каната", что приводит к параличу власти. Сити-менеджера можно уволить, избранного мэра или думу распустить куда сложнее.

В третьем случае вся полнота власти принадлежит депутатами местного представительного органа. Эта схема хороша для больших территорий – она позволяет учитывать интересы их жителей вне зависимости от степени удаленности и важности места, которое представляет депутат.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Надо заметить, что закон позволяет перевести элементарные единицы территории – подъезд многоквартирного дома, многоквартирный жилой дом или группу жилых домов, целый микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением – на территориальное общественное самоуправление. На территории ТОС жители могут осуществлять свои инициативы по вопросам местного значения самостоятельно, не формируя каких-либо специальных органов или формируя их. ТОС чем-то напоминает советские ЖЭКи, не входит в местное самоуправление и не имеет властных полномочий – это фактически общественная самодеятельность.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту