Открытая общественная правовая информационная система

Административная ответственность за нарушения в области информации о товаре

Согласно действующему российскому законодательству продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. О том, какая административная ответственность ждет коммерсанта-нарушителя в случае несоблюдения этого императивного положения, вы можете узнать из нашей статьи.

Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. При этом если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи соответствующую информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Напоминаем, что в соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна также возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Подкрепляются данные положения ГК РФ нормами Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон РФ № 2300-1), в которых они конкретизируются применительно к правам потребителя.

Так, статья 9 Закона РФ № 2300-1 гласит, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на своей вывеске (постановление ФАС Уральского округа от 15 января 2008 года № Ф09-11140/07-С1 по делу № А60-30764/07). Индивидуальный предприниматель соответственно должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

В дополнение отмечаем, что если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Указанная выше информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Статья 10 Закона РФ № 2300-1 регламентирует, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

– наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение (смотрите Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

– сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации (смотрите постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года № 481 "Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний");

– цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

– гарантийный срок, если он установлен;

– правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

– информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (смотрите Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

– срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

– адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

– информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если они относятся к таким видам товаров (работ, услуг), для которых соответствие должно наличествовать;

– информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

– указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

– указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Вся требуемая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

На основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:

– наименование товара;

– наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);

– назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

– правила и условия эффективного и безопасного использования;

– иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Данная информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках – вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы иных организаций, при этом осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно (статья 11 Закона РФ № 2300-1).

Статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) носит название "Нарушение иных прав потребителей".

Под "иными" в данном случае подразумеваются права потребителя, за нарушение которых ответственность не наступает в соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ и объективная сторона которых не выражена:

в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ.

во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Обратите внимание на изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральными законами от 23 июля 2013 года № 194-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий".

Видовым объектом нарушений, регламентированных в статье 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражена:

– в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (часть 1).

Так, ФАС Уральского округа в своем постановлении от 15 января 2008 года № Ф09-11140/07-С1 по делу № А60-30764/07 согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина предпринимателя отсутствует обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, отсутствует информация о государственной регистрации и наименовании органа его зарегистрировавшего;

– во включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом № 2300-1 права потребителя (часть 2) (рекомендуем ознакомиться с постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22 мая 2014 года по делу N А79-5334/2013, постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2010 года по делу № А29-11859/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 года по делу № А78-5948/2009);

– в непредставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (часть 3) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 января 2011 года по делу N А44-2142/2010, постановления ФАС Уральского округа от 3 декабря 2009 года № Ф09-9726/09-С1 по делу № А50-15541/2009, ФАС Поволжского округа от 12 мая 2009 года по делу № А57-4382/08);

– в неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4).

Отметим, что данная норма вступила в силу 1 января 2015 года. Соответственно, наказать продавца за несоблюдение обязанности по принятию пластиковых карт для оплаты товаров (работ, услуг) можно только начиная с указанной даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в постановлении от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Субъектами статьи 14.8 этой главы КоАП РФ, как усматривается из ее санкции, являются только должностные и юридические лица.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Санкция статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части статьи 14.8 КоАП РФ (с 1 по 4 включительно) для должностных лиц от пятисот до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц от пяти до пятидесяти тысяч рублей. При этом санкция части 1 данной нормы в альтернативе для должностных лиц предусматривает также предупреждение.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту