Открытая общественная правовая информационная система

Административная ответственность за нарушения в области прав потребителей

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Это официальная дефиниция, приведенная в законе. Об административной ответственности за нарушения в сфере реализации прав потребителей вы можете прочитать в нашей статье.

Для целей настоящей статьи и полного раскрытия темы, рассмотрим несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), закрепленных в главе 14 КоАП РФ ("Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности") и содержащих ряд деяний, непосредственно нарушающих права потребителей.

Статья 14.7 КоАП РФ носит название "Обман потребителей". Видовым объектом нарушений, регламентированных в ней, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.7 КоАП РФ, выражена:

– в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей (часть 1).

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ.

– во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (часть 2).

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьей 14.7 КоАП РФ.

Санкция рассматриваемой статьи гласит, что правонарушение, предусмотренное частью 1, повлечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

– на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

– на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За совершение противоправных действий, предусмотренных частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ, применяется административное наказание в виде штрафа, налагаемого:

– на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

– на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;

– на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 14.8 КоАП РФ носит название "Нарушение иных прав потребителей".

Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражена:

– в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (часть 1).

Так, ФАС Уральского округа в своем постановлении от 15 января 2008 года № Ф09-11140/07-С1 по делу № А60-30764/07 согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина предпринимателя отсутствует обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, отсутствует информация о государственной регистрации и наименовании органа его зарегистрировавшего;

– во включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом № 2300-1 права потребителя (часть 2) (рекомендуем ознакомиться с постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22 мая 2014 года по делу № А79-5334/2013, постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2010 года по делу № А29-11859/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2010 года по делу № А78-5948/2009);

– в непредставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (часть 3) (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 января 2011 года по делу N А44-2142/2010, постановления ФАС Уральского округа от 3 декабря 2009 года № Ф09-9726/09-С1 по делу № А50-15541/2009, ФАС Поволжского округа от 12 мая 2009 года по делу № А57-4382/08);

– в неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4).

Отметим, что данная норма вступила в силу 1 января 2015 года. Соответственно, наказать продавца за несоблюдение обязанности по принятию пластиковых карт для оплаты товаров (работ, услуг) можно только начиная с указанной даты.

Видовой объект применительно к рассматриваемым нарушениям аналогичен тому, который раскрыт в нашем комментарии к статье 14.7 КоАП РФ, приведенном выше. Субъектами данных нарушений являются должностные лица и организации.

Согласно статье 495 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон РФ № 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

– фирменное наименование (наименование) организации;

На основании статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наименование организации обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).

Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Указанную информацию продавец (исполнитель) должен разместить на вывеске при входе в магазин, мастерскую и так далее.

– место нахождения (адрес) организации;

В соответствии с пунктом 5 статьи 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.

– режим работы организации;

Продавец (изготовитель, исполнитель) самостоятельно устанавливает режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия). Режим работы государственных (муниципальных) организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 11 Закона РФ № 2300-1).

Организация обязана соблюдать ею же установленный режим работы.

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей должен включать: время начала и окончания работы и перерыва, если он предусмотрен; указание на выходные, а также на неполные (сокращенные) рабочие дни, если они предусмотрены.

Статья 11 Закона РФ № 2300-1 регламентирует, что режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать режиму, установленному действующим законодательством.

Санкция статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части статьи 14.8 КоАП РФ (с 1 по 4 включительно) для должностных лиц от пятисот до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц от пяти до пятидесяти тысяч рублей. При этом санкция части 1 данной нормы в альтернативе для должностных лиц предусматривает также предупреждение.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту