Открытая общественная правовая информационная система

1.4. Чем предприниматель отличается от юридического лица

Проанализировав нормы действующего законодательства, можно остановиться на некоторых отличиях порядка осуществления предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя, от порядка осуществления предпринимательской деятельности с использованием любой из форм коммерческой организации.

В частности, можно выделить следующие различия:

А) при регистрации юридического лица учредители вносят от своего имени вклады в имущество организации. Это могут быть деньги, товарно-материальные ценности или внеоборотные активы. Имущество юридического лица с этого момента учитывается отдельно от имущества учредителей. Предположим, что организация понесла убытки. Кредиторы требуют возврата долгов. Юридическое лицо может рассчитаться с кредиторами только в пределах своего имущества. То есть отдать основные средства, ценные бумаги, товары, готовую продукцию и т. д. Учредитель же при этом может спать спокойно: забирать за долги личное имущество учредителей нельзя, так как организация отвечает по долгам только своим обособленным имуществом (ст. 48 Гражданского кодекса РФ). Для того, чтобы гражданину зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, формировать уставный капитал не нужно. Но при этом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, несет ответственность по своим обязательствам (в том числе принятым на себя в качестве индивидуального предпринимателя) всем своим имуществом (ст. 24 Гражданского кодекса РФ).

Б) при регистрации индивидуальный предприниматель не может по своему выбору арендовать офис в любом из районов города и зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту его нахождения, в отличие от юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями, в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Поэтому для того чтобы получить статус индивидуального предпринимателя, гражданин должен подать необходимые документы в налоговую инспекцию по месту жительства. Но при этом следует отметить, что например, регистрирующим органом г. Москвы является Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве. Следовательно и индивидуальные предприниматели, и организации при регистрации все необходимые документы должны подавать туда. В случае принятия решения о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя регистрирующим (налоговым) органом (Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве) вносится соответствующая запись в базу данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

В) индивидуальные предприниматели могут заниматься не всеми видами предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять организации. К видам предпринимательской деятельности, ведение которых может осуществляться только организациями и не может осуществляться индивидуальными предпринимателями, относятся, например:

– деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в соответствии с Законом № 171-ФЗ. Так, поставки этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата (п. 4 ст. 9 Закона № 171-ФЗ). Также Законом № 171-ФЗ установлено, что производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями (п. 1 ст. 11 Закона № 171-ФЗ). Розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями (п. 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).Помимо этого, Законом № 171-ФЗ устанавливается, что производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. рублей. Производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 80 млн. руб. (п. 2.1, п. 2.2. ст. 11 Закона № 171-ФЗ);

– виды деятельности, относящиеся к сфере действия Закона № 61-ФЗ. Например, производителями лекарственных средств могут быть только организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями Закона № 61-ФЗ;

– деятельность, возникающая при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей (Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ "О ломбардах" (далее – Закон № 196-ФЗ)). Так, ломбардом может быть только юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (п. 1 ст. 2 Закона № 196-ФЗ);

– микрофинансовая деятельность. Так, микрофинансовая деятельность – деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) (пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях");

– деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации. Так, организатором азартной игры может быть только юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 244-ФЗ));

– частная детективная деятельность. Так, физическое лицо не может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления частной охранной деятельности. Частная охранная деятельность может осуществляться только частными охранными организациями. В соответствии с Законом № 2487-1 частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности. А частным охранником может быть гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией (п. 2 ст. 1.1. Закона № 2487-1). И наоборот, Закон № 2487-1 не содержит такого понятия, как "детективная организация" или "частное детективное агентство". Частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные ч. 2 ст. 3 Закона № 2487-1.

Г) до начала 2012 года существовало еще одно различие в деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций. Речь идет о порядке осуществления кассовых операций. Ранее действовал Порядок ведения кассовых операций в РФ, который был утвержден письмом Центробанка от 4 октября 1993 г. № 18. Он распространялся на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности и индивидуальные предприниматели в нем не были упомянуты. В связи с этим давались разъяснения, что ранее действовавший порядок ведения кассовых операций в РФ на индивидуальных предпринимателей не распространялся (письмо Минфина России от 2 марта 2011 г.

№ 03-01-10/1-15; письмо ФНС России от 14 июня 2011 г. № АС-4-2/9386@). Также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 1411/10 было определено, что действующим на тот момент законодательством не была предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и по соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. В действовавшем после Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержденного письмом Центробанка от 4 октября 1993 г. № 18) Положении о порядке ведения кассовых операций (которое было утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П) было установлено, что его действие распространялось и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, с 1 января 2012 г. индивидуальные предприниматели были обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, определенный Положением о порядке ведения кассовых операций, в том числе:

– определять лимит остатка наличных денег;

– хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;

– оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами и расходными кассовыми ордерами;

– обеспечивать наличие кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ;

– вести кассовую книгу.

Однако, Положение о порядке ведения кассовых операций утратило силу в связи с принятием Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее – Указание о порядке ведения кассовых операций ЮЛ и ИП).

В соответствии с п. 4.1 Указания о порядке ведения кассовых операций ЮЛ и ИП индивидуальные предприниматели должны вести кассовые операции.

При этом согласно п. 4.1 и п. 4.6 Указания о порядке ведения кассовых операций ЮЛ и ИП индивидуальные предприниматели, ведущие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности:

а) могут не оформлять кассовые документы;

б) могут не вести кассовую книгу.

Д) юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету и обязательно вести бухгалтерский учет. В отличие от них индивидуальные предприниматели ведут только учет доходов и расходов для подсчета налогов, которые следует уплатить в бюджет. Таким образом, индивидуальный предприниматель не должен вести бухгалтерский учет, он обязан вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующей книге учета. С 1 января 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ). Он распространяет свое действие на следующих лиц (экономических субъектов):

– коммерческие и некоммерческие организации;

– государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

– Центральный банк Российской Федерации;

– индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;

– находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, если иное не установлено Законом № 402-ФЗ. Однако Закон № 402-ФЗ устанавливает, что бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402ФЗ может, в частности, не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством. На то, что индивидуальный предприниматель исчисляет налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, указывает п. 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января 2013 года индивидуальный предприниматель также может не вести бухгалтерский учет, поскольку он обязан вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета.

При этом следует отметить, что в некоторых нормативно-правовых актах, которые касаются порядка заполнения расчетов и иных форм документов, содержатся положения, что они заполняются на основании данных бухгалтерского учета. При этом не проводится различий в отношении порядка заполнения этих форм организациями или индивидуальными предпринимателями. Так, например, в абз. 2 п. 1 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 года № 2п) указано, что основанием для заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР являются данные бухгалтерского и кадрового учета.

Аналогичные положения указаны, например, и в п. 7.10, 7.11, 7.17, 25 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ от 26 февраля 2015 г. № 59.

Также п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указывает, что сведения персонифицированного учета об уплачиваемых страховых взносах, которые страхователи представляют в территориальный орган ПФ РФ, формируются на основании данных бухгалтерского учета.

Е) некоторые статьи КоАП РФ, предусматривающие меры административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов, которые применяются к организациям, не могут применяться к индивидуальным предпринимателям. Так, к индивидуальным предпринимателям не применяются некоторые меры административной ответственности, предусмотренные, в частности:

– ст. 15. 3 КоАП РФ за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

– ст. 15.4 за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

– ст. 15.5 за нарушение сроков представления налоговой декларации;

– ст. 15.6 за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

– ст. 15.7 за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

– ст. 15.8 за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

– ст. 15.9 за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

– ст. 15.11 за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше нормами административной ответственности как должностные лица. Это следует из примечания к ст. 15.3 КоАП РФ. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц (п. 23 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях");

и) различаются ограничения, установленные для начала применения УСН организациями и индивидуальными предпринимателями. Подробнее эта информация изложена в п. 13.2 данной Книги.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту