Открытая общественная правовая информационная система

17.4. Обязательства, возникающие у предпринимателя в связи с прекращением его деятельности

Налоговое, трудовое законодательство, законодательство о страховых взносах устанавливает для индивидуальных предпринимателей ряд обязанностей, которые они должны выполнить при прекращении осуществления ими предпринимательской деятельности.

Прежде всего, индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, при прекращении своей деятельности в этом качестве должен совершить ряд действий, направленных на прекращение трудовых отношений с работающими у него гражданами.

Так, при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем трудовые договоры с работниками расторгаются по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в частности, когда прекращается деятельность индивидуальным предпринимателем на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности (абз. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Кроме того, индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, должен:

а) не позднее чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий в письменной форме сообщить о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем и о возможном расторжении трудовых договоров в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации");

б) до дня подачи в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со ст. 26 Закона № 212-ФЗ (ч. 15 ст. 15 Закона № 212-ФЗ);

в) в течение 1-го месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (но не позднее дня представления в налоговую инспекцию документов для государственной регистрации прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) представить:

– согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы);

– и согласно п. 2.1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее – Закон № 56-ФЗ).

При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Вышеуказанные действия индивидуальный предприниматель должен совершить до государственной регистрации прекращения своей деятельности в этом качестве.

Обратим внимание, что в своей информации ФНС России "О снятии индивидуальных предпринимателей с учета" (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://nalog.ru/ по состоянию на 27 июня 2014 года) указала, что раньше, при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обязательным было получение справки в ПФР для дальнейшего предоставления ее в регистрирующий орган. Без этого документа в инспекции физическому лицу отказывали в его желании расстаться со статусом индивидуального предпринимателя.

Сегодня в связи с изменениями в законодательстве регистрирующий орган должен сам запрашивать необходимую информацию о предпринимателе в территориальном органе ПФР.

Действующие нормативные акты никак не связывают данный документ с наличием или отсутствием у предпринимателя задолженности по страховым взносам. Он только подтверждает представление предпринимателем в ПФР сведений в соответствии с требованиями следующих норм:

– пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ – страховой номер; фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство;

– п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ – сведения о работающих у него застрахованных лицах;

– п. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ – реестр застрахованных лиц.

При наличии сведений о невыполнении требований, предусмотренных вышеуказанными положениями, регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации. Задолженность по уплате страховых взносов, если таковая имеется у предпринимателя, причиной для отказа не является. Долги, правда, никуда не уйдут и будут числиться за вами уже как за физическим лицом. Рано или поздно эту задолженность все равно придется погасить.

В случаях прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета в налоговых органах осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 3.9.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных Приказом МНС России от 3 марта 2004 года № БГ-3-09/178 снятие с учета физического лица в качестве налогоплательщика– индивидуального предпринимателя, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании выписки из ЕГРИП, содержащей сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП

Датой снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика-ИП является дата внесения в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

После того, как факт прекращения деятельности лица в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован и об этом внесена соответствующая запись в ЕГРИП, этому лицу необходимо:

А) уплатить страховые взносы. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ);

Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (п. 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, страховые взносы в случае прекращения в течение расчетного периода деятельности индивидуальным предпринимателем определяется следующим образом:

Страховые взносы в ПФР = МРОТ на начало года, за который уплачиваются страховые взносы Х тариф страховых взносов в ПФР Х ( количество полных месяцев с начала расчетного периода по месяц, в котором прекращена предпринимательская деятельность (включительно) + количество календарных дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце, в котором предприниматель прекратил свою деятельность в этом качестве / общее количество календарных дней в месяце, в котором предприниматель прекратил деятельность )

Страховые взносы в ФФОМС = МРОТ

на начало года, за который уплачиваются страховые взносы Х тариф страховых взносов в ФФОМС Х ( количество полных месяцев с начала расчетного периода по месяц, в котором прекращена предпринимательская деятельность (включительно) + количество календарных дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце, в котором предприниматель прекратил свою деятельность в этом качестве / общее количество календарных дней в месяце, в котором предприниматель прекратил деятельность )

ПРИМЕР

Индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, принял решение о добровольном прекращении своей деятельности.

Датой внесения в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя явилось 5 ноября 2014 года. За период января – ноября 2014 года индивидуальный предприниматель получил доходы в общей сумме 270 000 рублей.

Таким образом, в 2014 году индивидуальный предприниматель осуществлял предпринимательскую деятельности в течение 10 полных месяцев (с января 2014 года по октябрь 2014) и 1 неполный месяц (с 1 ноября 2014 года по 5 ноября 2014 года).

Расчет страховых взносов нужно производить по дату государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности включительно (ч. 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ);

МРОТ на 1 января 2014 года был установлен в размере 5 554 рублей (Федеральный закон от 2 декабря 2013 года № 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Следовательно, индивидуальному предпринимателю надлежало уплатить:

а) страховые взносы в ПФР в сумме 14 685, 88 рублей (5 554 рублей х 26 % х (10 + 5/30));

б) страховые взносы в ФФОМС в сумме 2 880, 69 (5 554 рублей х 5,1 % х (10 + 5/30)).

Перечислить страховые взносы индивидуальному предпринимателю надлежало не позднее 20 ноября 2014 года.

Обратим внимание, что вышеуказанный порядок уплаты страховых взносов при прекращении индивидуальным предпринимателем своей деятельности не распространяется на порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ индивидуальными предпринимателями, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Так, уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится единовременно либо по частям не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 4 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года № 790).

В случае снятия индивидуального предпринимателя с регистрационного учета в территориальном органе ФСС РФ сумма страховых взносов, полученная страховщиком в календарном году, в котором страхователь снимается с учета, подлежит возврату в течение месяца со дня, следующего за днем снятия его с такого учета.

Обратим также внимание на разъяснения ПФР, которые касались порядка представления отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам главами КФХ в случае прекращения их деятельности.

По данному вопросу ПФР выпустил письмо от 25 ноября 2014 года № НП-30-26/15223 "О страховых взносах".

В нем ПФР сообщил, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ главы КФХ уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

Для целей исчисления и уплаты страховых взносов указанная категория плательщиков страховых взносов приравнена к индивидуальным предпринимателям, что следует из следующей формулировки, изложенной в п. 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ: "индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств".

При непредставлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 главами КФХ за себя и членов КФХ в 12-ти дневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы КФХ, орган контроля вправе провести выездную проверку физического лица за период его деятельности после внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности лица в качестве главы КФХ, так как утрата физическим лицом статуса главы КФХ не является основанием прекращения обязанности по уплате страховых взносов.

Это следует по аналогии из судебной практики по налоговым спорам. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 25.01.2007 № 95-О-О указал истцу, что контроль в форме налоговых проверок направлен на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом – со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 44 Налогового кодекса РФ).

По результатам проведенной выездной проверки физического лица, утратившего статус главы КФХ, за период его деятельности в таком качестве орган контроля за уплатой страховых взносов:

а) доначисляет страховые взносы, выносит решение о привлечении его к ответственности;

б) направляет требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

в) а также осуществляет процедуру взыскания в судебном порядке путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции.

Срок для обращения в суд территориальным органом ПФР составляет 6 месяцев со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 5.5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Вместе с тем в соответствии со ст. 36 Закона № 212-ФЗ в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов для проведения выездной проверки на территорию (в помещение) плательщика, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы, руководитель группы, проводящий выездную проверку, составляет акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

На основании такого акта орган контроля за уплатой страховых взносов по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате. Это закреплено также в ст. 29 Закона № 212-ФЗ, где содержится норма о том, что орган контроля за уплатой страховых взносов в вышеуказанных случаях наделен правом осуществлять расчет обязательств по страховым взносам, подлежащим уплате плательщиком в бюджет ПФР, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках. Например, за основу можно взять последний представленный плательщиком РСВ-2 и рассчитать фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за главу КФХ и членов КФХ, исходя из данных такого РСВ-2.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Для снявшихся с регистрационного учета ИП, а соответственно и для глав КФХ, которые в целях исчисления и уплаты страховых взносов приравнены к ИП, срок уплаты установлен – не позднее 15-ти календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.

С 1 января 2015 года указанный срок уплаты для глав КФХ выделен отдельным положением в ч. 6 ст. 16 Закона № 212-ФЗ на основании п. "б" ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".

Таким образом, начиная с 16-го дня с даты государственной регистрации прекращения указанными категориями плательщиков предпринимательской деятельности включительно осуществляется начисление пени на неуплаченную в установленный законодательством Российской Федерации срок сумму страховых взносов.

Ввод расчета обязательств по форме РСВ-2 является внутренней операцией и частью технологического процесса при осуществлении ПФР как органом контроля за уплатой страховых взносов функций администрирования страховых взносов.

В связи с вышеизложенным, если при подготовке документов по взысканию недоимки есть необходимость ввода расчета обязательств по форме РСВ-2, ПФР указал, что формирование указанных обязательств допустимо в рамках внутреннего документооборота и подготовки документов для осуществления мероприятий по взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов.

Б) Сняться с учета в территориальном отделении ФСС России в качестве страхователя в случае прекращения действия трудового договора с последним из принятых работников (при отсутствии гражданско-правовых договоров, в соответствии с которыми страхователь обязан уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (п. 22 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н).

Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах ФСС России страхователей – физических лиц, заключивших трудовой договор с работником (в случае прекращения трудового договора с последним из принятых работников), в 14-дневный срок со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета (п. 3 ч. 2 ст. 2.3 Закона № 255-ФЗ).

Снятие страхователей с учета осуществляется на основании заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе ФСС России физического лица.

Заявление о снятии с регистрационного учета в территориальном органе ФСС России должно быть составлено по форме, приведенной в Приложении № 3 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – физических лиц, заключивших трудовой договор с работником (далее – Административный регламент по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ), утвержденному Приказом Минтруда России от 25 октября 2013 года № 574н.

Для снятия страхователя с регистрационного учета индивидуальному предпринимателю, помимо заявления о снятии с регистрационного учета надлежит представить и копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с регистрационного учета (прекращение действия трудового договора с последним из принятых работников) (пп. "б" п. 14 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ).

Заявление о снятии с регистрационного учета в территориальном органе ФСС России и прилагаемые к ним документы могут быть в территориальный орган ФСС РФ:

а) представлены заявителем лично. При представлении заявления о снятии с регистрационного учета и прилагаемых к нему документов в территориальный орган Фонда заявителем лично по его просьбе на втором экземпляре заявления о снятии с регистрационного учета проставляется отметка о принятии, в которой указываются дата приема документов, фамилия, инициалы, должность и подпись должностного лица территориального органа ФСС России, принявшего указанные документы (п. 66 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ). В случае если заявление о снятии с регистрационного учета и прилагаемые к нему документы представлены в территориальный орган Фонда заявителем лично, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, обязано принять и обеспечить регистрацию поступившего заявления о снятии с регистрационного учета и прилагаемых к нему документов (п. 67 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ);

б) или направлены почтовым отправлением;

в) или направлены в форме электронных документов в соответствии с п. 38 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ. Для получения государственной услуги в электронном виде заявителям представляется возможность направить заявление и документы через Единый портал путем заполнения специальной интерактивной формы, которая соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и обеспечивает идентификацию заявителя. На Едином портале применяется автоматическая идентификация (нумерации) обращений; используется подсистема "личный кабинет" для обеспечения однозначной и конфиденциальной доставки промежуточных сообщений и ответа заявителю в электронном виде. Документы, представленные в форме электронных документов, должны быть заверены квалифицированной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При представлении заявления о снятии с регистрационного учета и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов заявителю направляется электронное сообщение, подтверждающее их прием. В случае если в результате проверки квалифицированной подписи заявителя будет выявлена ее недействительность, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, действует в соответствии с п. 19 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ (п. 62 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ).

Должностное лицо территориального органа ФСС РФ, ответственное за предоставление государственной услуги, не позднее 14-ти дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с регистрационного учета в территориальный орган ФСС РФ должно подготовить:

а) приказ о снятии с регистрационного учета;

б) решение о снятии с регистрационного учета.

Результатом административной процедуры по снятию с регистрационного учета страхователей является выдача (направление) заявителю копии решения о снятии с регистрационного учета (п. 73 Административного регламента по регистрации и снятию с учета в органах ФСС РФ).

В) Уплатить в бюджет все положенные налоги и отчитаться по ним (за период до дня подачи документов на регистрацию прекращения деятельности индивидуального предпринимателя включительно).

Что касается налоговых обязательств индивидуального предпринимателя, прекратившего осуществлять предпринимательскую деятельность, Минфин РФ в письме от 23 января 2012 г. № 03-02-08/6 отметил, что статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности. Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков предусмотрен положениями ст. 89 Налогового кодекса РФ. При этом п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Данные нормы Налогового кодекса РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 января 2007 г. № 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина РФ, налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Также Минфин РФ указывал, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога. И в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (письмо Минфина РФ от 3 августа 2010 г. № 03-02-07/2-124).

Порядок уплаты налогов и представления отчетности индивидуальным предпринимателем, прекратившим свою деятельности, зависит от применяемой системы налогообложения, а именно:

1. Если индивидуальный предпринимателя находился на общем режиме налогообложения, то ему в течение 5-ти рабочих дней со дня прекращения своей деятельности необходимо подать в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (п. 3 ст. 229 Налогового кодекса РФ).

Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) утверждена Приказом ФНС России от 24 декабря 2014 года № ММВ-7-11/671@.

Не позднее чем через 15 календарных дней со дня подачи такой декларации уплатить НДФЛ (п. 3 ст. 229 Налогового кодекса РФ).

Помимо этого, индивидуальному предпринимателю надлежит отчитаться по НДС. Декларацию по НДС следует подать за квартал, в котором была прекращена деятельность индивидуального предпринимателя не позднее 25-го числа месяца, следующего за этим кварталом. Уплата НДС производится равными долями (по 1/3) не позднее 25-го числа каждого из 3-х месяцев квартала, следующего за кварталом прекращения деятельности (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 229, п. 1, 5 ст. 174, ст. 163 Налогового кодекса РФ).

2. В случае, если индивидуальный предприниматель применял УСН, ему необходимо в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором внесена запись о прекращении его деятельности в ЕГРИП, уплатить "упрощенный" налог и представить декларацию по УСН (п. 2 ст. 346.23, п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ).

Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения утверждена Приказом ФНС России от 4 июля 2014 года № ММВ-7-3/352@.

3. В случае, если индивидуальный предприниматель применял ЕНВД, ему необходимо в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором внесена запись о прекращении его деятельности в ЕГРИП, подать декларацию по ЕНВД (ст. 346.30, п. 3 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ). Уплата единого налога на вмененный доход должна быть осуществлена в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за кварталом, в котором внесена запись в ЕГРИП (ст. 346.30, п. 1 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности утверждена Приказом ФНС России от 4 июля 2014 года № ММВ-7-3/353@.

Обратим внимание, что по общему правилу утрата статуса индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, означает одновременное прекращение действия упрощенной системы налогообложения.

Поэтому в данном случае у таких налогоплательщиков отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (письмо Минфина России от 18 июля 2014 года № 03-11-09/35436, направленного для использования в работе письмом ФНС России от 4 августа 2014 года № ГД-4-3/15196@).

Указанные выводы Минфина РФ могут быть, по нашему мнению, распространены и на порядок прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности, в отношении который применялись ЕНВД.

В отношении Патентной системы налогообложения аналогичные выводы изложены в письме ФНС России от 14 июня 2013 года. № ЕД-4-3/10744@. ФНС России указала, что утрата статуса ИП означает одновременное прекращение действия режима ПСН для данного лица.

Г) Закрыть расчетный счет, который был использован в предпринимательской деятельности.

Обратим внимание, что обязанность индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговую инспекцию о закрытии счетов (лицевых счетов) утратила силу со 2 мая 2014 года на основании изменений в пп. 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, внесенных пп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Также индивидуальные предприниматели с 1 мая 2014 года не должны более сообщать сведения о закрытии счетов в банке в органы контроля за уплатой страховых взносов – в ПФР и ФСС РФ (пп. 1 п. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту