Открытая общественная правовая информационная система

Материальная выгода при операциях с инструментами срочных сделок

Материальная выгода при операциях с инструментами срочных сделок

Материальная выгода – это отдельный вид дохода, определяемый в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из видов материальной выгоды является материальная выгода, полученная от приобретения финансовых инструментов срочных сделок. О порядке налогообложения данной материальной выгоды мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Прежде всего, рассмотрим, что понимается под финансовыми инструментами срочных сделок.

Определение понятия "финансовые инструменты срочных сделок" в целях главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) содержится в пункте 5 статьи 214.1 НК РФ. Согласно указанному пункту финансовым инструментом срочных сделок признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ), за исключением договора, предусматривающего обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы в случае предъявления требований другой стороной в зависимости от изменения значений величин, составляющих официальную статистическую информацию, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, от физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от иного обстоятельства, которое прямо не предусмотрено Законом № 39-ФЗ, а также от изменения значений величин, определяемых на основании совокупности указанных в абзаце 1 пункта 5 статьи 214.1 НК РФ показателей.

Финансовые инструменты срочных сделок подразделяются на финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке, и финансовые инструменты срочных сделок, не обращающиеся на организованном рынке.

При этом финансовые инструменты срочных сделок признаются обращающимися на организованном рынке при одновременном соблюдении следующих условий (пункт 3 статьи 301 НК РФ):

– порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;

– информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

В целях главы 23 НК РФ к финансовым инструментам срочных сделок, не обращающимся на организованном рынке, относятся опционные контракты, не обращающиеся на организованном рынке (пункт 5 статьи 214.1 НК РФ).

Налогообложение НДФЛ материальной выгоды, полученной от приобретения финансовых инструментов срочных сделок

Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 212 НК РФ определено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения финансовых инструментов срочных сделок. Она возникает в тех случаях, когда финансовые инструменты срочных сделок приобретены налогоплательщиком по цене ниже рыночной (в том числе если они получены безвозмездно) (письмо УФНС России по городу Москве от 9 апреля 2008 года № 28-10/035160).

В пункте 4 статьи 212 НК РФ установлен принцип определения налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды от приобретения финансовых инструментов срочных сделок.

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения финансовых инструментов срочных сделок, налоговая база по НДФЛ определяется как превышение рыночной стоимости финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (абзац 1 пункта 4 статьи 212 НК РФ).

В целях применения указанного принципа формирования налоговой базы законодатель разъясняет, каким образом следует определять рыночную стоимость финансовых инструментов срочных сделок.

Согласно абзацам 12, 13 пункта 4 статьи 212 НК РФ рыночная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 305 НК РФ соответственно.

Так, для финансовых инструментов срочных сделок, обращающихся на организованном рынке, фактическая цена сделки для целей налогообложения признается рыночной и применяется в целях налогообложения (пункт 1 статьи 305 НК РФ).

В отношении финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, в пункте 2 статьи 305 НК РФ установлено следующее правило. Фактическая цена такого финансового инструмента признается для целей налогообложения рыночной ценой и применяется для целей налогообложения, если она отличается не более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента на дату заключения сделки. Порядок определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых инструментов срочных сделок устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Отметим, что на сегодняшний день порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованных торгах, которые в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 301 НК РФ не признаются обращающимися на организованном рынке, определяет Указание Банка России от 7 октября 2014 года № 3413-У "О порядке определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованных торгах, в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Если фактическая цена необращающегося финансового инструмента срочных сделок отличается более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента, то доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20% (абзац 2 пункта 2 статьи 305 НК РФ).

Кто должен определять налоговую базу по НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды налогоплательщик или налоговый агент, налоговым законодательством прямо не предусмотрено.

Вместе с тем, статьей 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Таким образом, при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения финансовых инструментов срочных сделок, организация признается на основании статьи 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно (подпункт 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ).

Обратите внимание!

С 1 января 2016 года в НК РФ, в частности, в пункт 5 статьи 226 будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".

Согласно этим изменениям налоговый агент будет обязан при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту