Открытая общественная правовая информационная система

Система предоставления стандартных налоговых вычетов

Система предоставления стандартных налоговых вычетов

Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговые вычеты, благодаря которым можно уменьшить размер налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и, соответственно, снизить сумму налога. Такие вычеты применяется ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%.

В данной статье рассмотрим один из вычетов – стандартный налоговый вычет и систему его предоставления.

Согласно статье 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета.

Размер вычета устанавливается отдельно для каждой категории налогоплательщиков.

Стандартный налоговый вычет в размере 3 000 рублей распространяется на категории налогоплательщиков НДФЛ, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 218 НК РФ. В частности, таким стандартным вычетом ежемесячно могут воспользоваться лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие аналогичные категории физических лиц.

Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей распространяется на категории налогоплательщиков НДФЛ, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

В частности, таким вычетом могут воспользоваться Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды с детства, инвалиды I и II группы, а также иные аналогичные категории налогоплательщиков.

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 НК РФ налогоплательщику, имеющему право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Иначе говоря, стандартные налоговые вычеты не суммируются, то есть использовать их одновременно нельзя.

Например, если налогоплательщик является инвалидом, то в зависимости от степени или причины инвалидности, налогоплательщику предоставляется право на получение стандартного налогового вычета в размере 3 000 рублей либо 500 рублей (письмо УФНС России по городу Москве от 20 апреля 2007 года № 21-11/036777@).

Помимо вышеперечисленных вычетов налогоплательщик может применить стандартный налоговый вычет на ребенка (детей) (подпункт 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ). Этот вычет распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, и предоставляется в следующих размерах:

– 1 400 рублей – на первого ребенка;

– 1 400 рублей – на второго ребенка;

– 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка;

– 3 000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Следует отметить, что в письмах Минфина России от 26 февраля 2013 года № 03-04-05/8-133, от 23 августа 2012 года № 03-04-05/8-995, от 15 марта 2012 года № 03-04-05/8-302, ФНС России от 5 мая 2012 года № ЕД-2-3/326 сказано, что при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок – это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет.

Кроме того, в письме от 23 декабря 2011 года № 03-04-06/8-357 финансовое ведомство указало, что очередность детей определяется в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста. Аналогичное мнение высказано в письме ФНС России от 24 января 2012 года № ЕД-3-3/185@.

По мнению чиновников, при определении общего количества детей и хронологии их рождения учитываются также:

– подопечные дети (письмо Минфина России от 3 апреля 2012 года № 03-04-06/8-96 (пункт 4)). Однако не стоит забывать, что после утраты налогоплательщиком статуса попечителя учитывать подопечных при определении количества детей для целей предоставления ему стандартных вычетов по НДФЛ нельзя (письмо Минфина России от 16 декабря 2014 года № 03-04-05/64994);

– умершие дети (письма Минфина России от 9 октября 2012 года № 03-04-05/8-1162, от 10 февраля 2012 года № 03-04-05/8-165, от 19 января 2012 года № 03-04-06/8-10);

– неусыновленные дети супруга от другого брака (письма Минфина России от 27 марта 2012 года № 03-04-05/8-392, от 21 февраля 2012 года № 03-04-05/8-209, от 13 февраля 2012 года № 03-04-05/8-169). Как указано в письмах Минфина России от 3 апреля 2012 года № 03-04-06/8-96, от 2 апреля 2012 года № 03-04-05/8-402 в этом случае очередность детей также определяется по датам их рождения. Кроме того, учитываются неусыновленные дети супруга от другого брака, на которых вычет не предоставляется (по причине достижения ими возраста 18 лет) (письмо Минфина России от 15 марта 2012 года № 03-04-05/8-302). Право на вычет по таким детям не зависит от того, что в их обеспечении принимают участие родные родители, которые также получают стандартный вычет на этих детей (письмо Минфина России от 3 апреля 2012 года № 03-04-06/8-96).

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Обратите внимание!

Что означают слова "единственный родитель" налоговое законодательство не разъясняет, нет такого термина и в других отраслях права. Вместе с тем Минфин России в письме от 14 марта 2014 года № 03-04-06/11148 указывает на то, что понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим. Кроме того, для целей применения подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ понятие "единственный родитель" может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" (форма № 25), вносятся на основании заявления матери, не состоящей в браке. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 апреля 2014 года № 03-04-05/17637, от 29 января 2014 года № 03-04-05/3300, а также в письме ФНС России от 13 января 2014 года № БС-2-11/13@. Заметим, что ФНС России в письме также указывает на то, что лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель.

Пояснения в отношении предоставления стандартного налогового вычета единственному опекуну даны в письме ФНС России от 30 апреля 2013 года № ЕД-4-3/8054@ "По вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц единственному опекуну". В письме сказано, что стандартный налоговый вычет в двойном размере предоставляется опекуну в случае, если он является единственным опекуном. При этом размер стандартного вычета не изменяется от факта регистрации брака, состава семьи опекуна, поскольку супруги опекунов не имеют права на стандартный налоговый вычет по отношению к подопечным детям, а также от факта лишения (не лишения) родителей опекаемого родительских прав. К документам, подтверждающим право на стандартный налоговый вычет в двойном размере, в частности, относится документ из органов опеки и попечительства, подтверждающий назначение опекуна единственным опекуном. Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации письмом от 18 марта 2013 года № 03-04-07/8325.

Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

Заметим, что перечень документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение стандартных налоговых вычетов, НК РФ не установлен.

Вместе с тем, как разъясняют контролирующие органы в письмах Минфина России от 21 февраля 2012 года № 03-04-05/8-209, от 13 декабря 2011 года № 03-04-05/5-1021, письме УФНС России по городу Москве от 20 февраля 2012 года № 20-14/14742@, в зависимости от конкретного случая документами, подтверждающими право на указанный налоговый вычет, могут служить, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, соглашение об уплате алиментов или исполнительный лист (постановление суда) о перечислении алиментов в пользу другого родителя на содержание ребенка, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или копия свидетельства о регистрации брака, справка жилищно-коммунальной службы о совместном проживании ребенка с родителем (родителями).

Обратите внимание, что физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

В силу абзаца 16 подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. При этом отказаться от получения данного налогового вычета один из родителей (приемных родителей) может, только если он имеет на него право и оно подтверждено соответствующими документами. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 мая 2015 года № 03-04-05/30910, ФНС России от 27 февраля 2013 года № ЕД-4-3/3228@ "О предоставлении разъяснений".

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце 12 подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения. Напомним, что Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся утверждены Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 года № 455.

Обратите внимание, что стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Все вышеперечисленные стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (абзац 1 пункта 3 статьи 218 НК РФ).

Если заявления и документов у налогового агента нет, то он не вправе предоставлять вычет. Если же налоговый агент все-таки предоставляет вычет, то с него может быть взыскан штраф по статье 123 НК РФ, недоимка по НДФЛ и начислены пени. Так, в постановлениях ФАС Уральского округа от 11 ноября 2009 года № Ф09-8703/09-С2 по делу № А76-27106/08-44-86, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 года по делу № Ф04-7924/2006(28822-А46-27) суд отметил, что предоставление стандартного налогового вычета без письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычет, неправомерно.

При этом, по мнению некоторых судебных органов, налоговый агент вправе предоставить вычет даже если заявление от налогоплательщика отсутствует, но при представлении налоговому агенту документов, подтверждающих право налогоплательщика на вычет. Эти документы и будут свидетельствовать о его намерении получить этот вычет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2006 года по делу № А78-5657/05-С2-12/489-Ф02-2197/06-С1).

По мнению автора, налогоплательщику лучше все-таки не рисковать и предоставлять стандартные вычеты только при получении от налогоплательщика и заявления, и подтверждающих вычет документов. Право на применение стандартного налогового вычета может быть подтверждено любыми документами, так как действующим законодательством не установлен перечень документов, которые доказывают факт участия в содержании ребенка (постановление ФАС Уральского округа от 29 октября 2008 года по делу № Ф09-7923/08-С2).

При этом нет необходимости требовать от налогоплательщика предоставления заявления на стандартные вычеты каждый год. Налоговому агенту достаточно получить одно заявление, которое и будет служить основанием для предоставления вычетов в течение нескольких лет. При условии, конечно, если у налогоплательщика не изменятся обстоятельства получения стандартных вычетов (письмо Минфина России от 8 августа 2011 года № 03-04-05/1-551).

Заметим, что налоговым агентом, предоставляющим стандартные вычеты, может быть не только работодатель, с которым у налогоплательщика заключен трудовой договор, но и иное физическое или юридическое лицо, которое выплачивает налогоплательщику доход (письма ФНС России от 25 марта 2009 года № 3-5-04/302@, от 9 октября 2007 года № 04-1-02/002656@).

Напомним, что стандартные вычеты налоговый агент предоставляет физическому лицу за каждый месяц налогового периода (подпункты 1, 2, 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ).

Если в какие-то отдельные месяцы работодатель не выплачивал налогоплательщику доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, то за эти месяцы указанному налогоплательщику также предоставляются стандартные вычеты. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 29 мая 2015 года № БС-19-11/112, Минфина России от 22 октября 2014 года № 03-04-06/53186, от 23 июля 2012 года № 03-04-06/8-207.

Отметим, что налогоплательщик не вправе предоставить вычет авансом (за будущий месяц). Так, например, при начислении сотруднику отпускных к отпуску, приходящемуся на следующий месяц, стандартный вычет не предоставляется (письмо Минфина России от 11 мая 2012 года № 03-04-06/8-134).

Обратите внимание на то, что вычет предоставляется лишь за тот период, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор (письма Минфина России от 27 февраля 2013 года № 03-04-05/8-154, от 7 апреля 2011 года № 03-04-06/10-81).

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой 2-НДФЛ, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ (абзац 2 пункта 3 статьи 218 НК РФ).

Напомним, что форма справки утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".

Если работник впервые заключил трудовой договор или длительное время не работал и не получал дохода, то стандартные налоговые вычеты предоставляются ему с момента начала работы без представления справки по форме 2-НДФЛ (письма ФНС России от 30 июля 2009 года № 3-5-04/1133@, УФНС России по городу Москве от 13 февраля 2009 года № 20-15/3/013260@, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2010 года по делу № А32-19847/2008-33/333).

В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено статьей 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных статьей 218 НК РФ (пункт 4 статьи 218 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2015 года № БС-19-11/112).

На практике может возникнуть ситуация, когда стандартные вычеты предоставляются физическому лицу несколькими налоговыми агентами.

Согласно письму ФНС России от 10 мая 2007 года № 04-2-02/000078@ "Об уплате налога на доходы физических лиц", если предоставление физическим лицам стандартных налоговых вычетов несколькими налоговыми агентами в течение одного налогового периода привело к неполной уплате НДФЛ, то вопрос о порядке привлечения указанных физических лиц к уплате данного налога должен решаться в каждом конкретном случае исходя из причин, приведших к неполной уплате НДФЛ.

Ситуация, когда физическим лицам в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставлялись несколькими налоговыми агентами, может возникнуть как по вине налогоплательщика (физического лица), так и по вине налогового агента.

Вина налогоплательщика будет присутствовать, например, в следующих случаях:

– физическим лицом скрыт от нового работодателя факт получения с начала данного налогового периода дохода по предыдущему месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты;

– физическим лицом представлено письменное заявление о предоставлении налоговых вычетов более чем одному налоговому агенту.

Вина налогового агента имеет место, если:

– при смене физическим лицом в течение налогового периода места работы в нарушение пункта 3 статьи 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты по новому месту работы предоставлены налогоплательщику налоговым агентом без учета справки о полученных с начала налогового периода налогоплательщиком доходах по предыдущему месту работы;

– налоговым агентом в нарушение пункта 3 статьи 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставлены налогоплательщику без его письменного заявления.

Таким образом, в зависимости то того, кто является виновным в данной ситуации, к налоговой ответственности будет привлечен либо налогоплательщик (по статье 122 НК РФ), либо налоговый агент (по статье 123 НК РФ).

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту