Открытая общественная правовая информационная система

Индивидуальный предприниматель, налоговый агент

Индивидуальный предприниматель, налоговый агент

При ведении бизнеса индивидуальный предприниматель может выступать не только самостоятельным плательщиком налогов и сборов, но и выполнять функции налогового агента. Причем чаще всего предприниматели выступают налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), ведь вести бизнес в одиночку сложно, поэтому индивидуальные предприниматели, наряду с организациями, активно используют труд наемных работников по трудовым и гражданско-правовым договорам. При выплате заработной платы или вознаграждения по договору физическим лицам у индивидуального предпринимателя возникают обязанности налогового агента по НДФЛ.

В пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Порядок исчисления и уплаты такого налога, как налог на доходы физических лиц, определен одноименной главой 23 НК РФ, в соответствии с которой плательщиками указанного налога признаются физические лица – резиденты Российской Федерации, а также нерезиденты, получающие доходы в Российской Федерации. Мы уже отметили, что индивидуальные предприниматели сегодня активно используют наемный труд, как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Любая работа требует оплаты. Если это трудовой договор, то коммерсант выплачивает заработную плату своему работнику, если речь идет о труде в рамках гражданско-правового соглашения, то имеет место выплата вознаграждения по договору. И то, и другое в целях налогообложения рассматривается как доход физического лица, с которого последний обязан заплатить налог. Однако физические лица в большинстве своем сами этот налог не уплачивают, за них это делают налоговые агенты – субъекты, выплачивающие им доходы. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в многочисленных письмах контролирующих органов, например, в письмах Минфина России от 23 октября 2012 года № 03-04-08/8-362, от 7 сентября 2012 года № 03-04-06/8-272, от 5 августа 2011 года № 03-04-06/3-179, ФНС России от 1 ноября 2010 года № ШС-37-3/14584@ и в других.

При наличии соответствующих обстоятельств налоговыми агентами признаются не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Как сказано в статье 226 НК РФ индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет.

Причем при исчислении налога, подлежащего удержанию у физического лица, а также при уплате его в бюджет индивидуальный предприниматель – налоговый агент обязан руководствоваться правилами статьи 226 НК РФ.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что исчисление сумм и уплата НДФЛ производится коммерсантом в отношении всех доходов физического лица, источником которых является сам индивидуальный предприниматель, с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Обратите внимание!

Это правило не применяется при выплате доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Отметим, что статьей 224 НК РФ предусмотрено несколько действующих ставок налога, а именно: 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. При этом общей ставкой налога является ставка налога 13%, все остальные ставки специальные и применяются в зависимости от налогового статуса физического лица и вида полученного им дохода.

В частности, по ставке 9% налог удерживается с процентов, полученных гражданами по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года. Под 15%-ную ставку попадают дивиденды, выплачиваемые российскими фирмами гражданам-нерезидентам. 30%-ная ставка применяется в общем случае по всем иным доходам физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, а так же в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного держателя. Доходы в виде призов, выигрышей, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ, процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ, и прочие облагаются налогом по максимальной ставке 35%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога, подлежащего удержанию по ставке 13%, производится индивидуальным предпринимателем ежемесячно нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом предусмотрен зачет удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Обратите внимание!

Из пункта 3 статьи 226 НК РФ вытекает, что это правило применяется ко всем доходам физического лица, начисленным ему за данный период.

Причем пунктом 4 статьи 226 НК РФ установлено, что налог удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом данное правило применяется во взаимоувязке со статьей 223 НК РФ, определяющей даты получения доходов физическим лицом.

В этой связи, при выплате заработной платы своим работникам, коммерсанту следует обратить внимание на пункт 2 статьи 223 НК РФ, из которого следует, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Датой получения дохода при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору по общему правилу признается день его выплаты, в том числе путем перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его распоряжению на счета третьих лиц, на что указывает подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ.

Сумма НДФЛ применительно к доходам, налогообложение которых производится по специальным ставкам, исчисляется индивидуальным предпринимателем – налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Как уже было отмечено, удержать сумму налога коммерсант обязан непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом законодательно определено, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Поэтому, если доход выдается в натуральной форме, то произвести удержание налога коммерсант обязан при первой выплате физическому лицу любых денежных средств – заработной платы, отпускных и так далее (абзац 2 пункта 4 статьи 226 НК РФ). Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме ФНС России от 22 августа 2014 года № СА-4-7/16692 "О применении отдельных положений постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Если у коммерсанта нет возможности удержать сумму налога у налогоплательщика, то на основании пункта 5 статьи 226 НК РФ он обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Сообщение оформляется налоговым агентом по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденной Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" (далее – Приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/611@).

Обратите внимание!

НК РФ не обязывает налогового агента представлять сведения о невозможности удержания налога в электронной форме, поэтому подать такие сведения можно в обычном бумажном формате. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 18 апреля 2011 года № КЕ-4-3/6132.

После направления такого уведомления налоговикам обязанности коммерсанта, как налогового агента, в отношении такого налогоплательщика прекращаются, а обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, на что в частности, указывают письма Минфина России от 12 марта 2013 года № 03-04-06/7337, от 5 апреля 2010 года № 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 года № 03-04-06/10-12.

Обратите внимание!

Из разъяснений налоговиков, приведенных в письме ФНС России от 16 июля 2012 года № ЕД-4-3/11637@, следует, что о невозможности удержания налога коммерсант – налоговый агент должен проинформировать налоговиков, даже если он своевременно этого не сделал.

Выступая налоговым агентом по НДФЛ, индивидуальный предприниматель обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога в бюджет. Причем сроки перечисления сумм налога зависят от того в какой форме выплачивается доход индивидуальным предпринимателем. Так, при выплате дохода за счет средств, снятых с расчетного счета, индивидуальный предприниматель должен перечислить налог в бюджет в день снятия наличных. В том случае, если доход выплачивается физическим лицам за счет полученной выручки, то НДФЛ нужно перечислить в бюджет на следующий день после выплаты дохода.

Если доход перечисляется на банковский счет налогоплательщика, то НДФЛ уплачивается одновременно с перечислением дохода.

При выплате дохода в натуральной форме, а также по доходам в виде материальной выгоды, налоговый агент должен заплатить НДФЛ не позднее дня, следующего за днем удержания налога.

Отметим, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная индивидуальным предпринимателем у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается коммерсантом по месту своего учета.

Если совокупная сумма налога, удержанная коммерсантом, составляет более 100 рублей, то ее уплата производится в бюджет в общем порядке. Если же совокупная сумма налога не превышает указанного предела, то коммерсанту следует ее добавить к сумме налога, который подлежит уплате в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 226 НК РФ.

Имейте в виду, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента, то есть за счет средств самого индивидуального предпринимателя не допускается, на это прямо указывает пункт 9 статьи 226 НК РФ. Подтверждает это и Минфин России в своих письмах от 12 ноября 2014 года № 03-04-06/57158, от 19 февраля 2010 года № 03-02-07/1-69. При этом в пункте 9 статьи 226 НК РФ определено, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц. Аналогичные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 29 апреля 2011 года № 03-04-05/3-314, письме УФНС России по городу Москве от 27 сентября 2012 года № 20-14/091304@.

Индивидуальному предпринимателю – налоговому агенту по НДФЛ следует помнить о том, что неисполнение им возложенных на него обязанностей налогового агента по НДФЛ может повлечь за собой привлечение его к различным видам ответственности – налоговой, административной и даже к уголовной.

Так, в соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Заметим, что в данном случае речь идет именно о штрафе в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению, а не о недоимке. Взыскивать сам налог с коммерсанта, неудержанный им у налогоплательщика, на основании статьи 123 НК РФ не правомерно, ведь пункт 9 статьи 226 НК РФ прямо запрещает уплату налога за счет средств налогового агента. Аналогичного мнения придерживаются и суды. В частности такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 мая 2006 года № 16058/05, в постановлении ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 года по делу № А57-5229/2008, в постановлении ФАС Московского округа от 28 июля 2009 года по делу № КА-А40/6948-09 и в других.

Причем оштрафовать индивидуального предпринимателя по статье 123 НК РФ можно лишь в том случае, если у него имелась возможность удержания налога, но он этого не сделал, например, выплатил денежный доход физическому лицу, но не удержал сумму НДФЛ. Аналогичный вывод содержится в пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – постановление № 57).

Если налог был удержан, но не перечислен в бюджет, то, помимо штрафа, с коммерсанта будет взыскана недоимка по налогу, а также сумма пени за каждый день просрочки. В том случае если имелась возможность взыскания налога, но он не был удержан у налогоплательщика, придется заплатить штраф и пени. Данные выводы содержатся в пункте 2 постановления № 57.

В части последнего варианта отметим следующую особенность.

Правоприменительная практика содержит примеры судебных решений, в которых суд считает неправомерным начисление штрафа и пени налоговым агентам, не удержавшим налог у налогоплательщика. Например, такая точка зрения суда изложена в постановлении ФАС Московского округа от 11 апреля 2011 года по делу № КА-А40/1664-11-2 или в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2011 года по делу № А45-10322/2010. Однако эти судебные решения принимались судами в тот период, когда сама статья 123 НК РФ действовала в иной редакции и не предусматривала мер налоговой ответственности за неудержание сумм налоговыми агентами.

Вместе с тем сегодня ситуация изменилась и неудержание сумм налога налоговым агентом рассматривается в качестве самостоятельного налогового правонарушения, совершение которого влечет за собой взыскание штрафа. Поэтому оштрафовать налогового агента по статье 123 НК РФ можно даже в том случае, если он заплатит налог за счет собственных средств.

Заметим, что статья 123 НК РФ – это не единственная "налоговая" статья, грозящая коммерсанту за невыполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ. На это указывает статья 126 НК РФ.

Так, если коммерсант не представит в установленные сроки в налоговые органы документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то его оштрафуют. Причем заплатить штраф придется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. На это указывает пункт 1 статьи 126 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговикам сведений о налогоплательщике, отказ коммерсанта представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, может привести индивидуального предпринимателя к штрафу в размере 10 000 рублей.

Не стоит забывать и о предоставлении документов в ходе налоговых проверок.

Если при проведении налоговой проверки индивидуальный предприниматель отказывается предоставить запрашиваемые контролерами документы или не представляет их в установленные сроки, то должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ. Такие действия индивидуального предпринимателя также приведут к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, на что, в частности, указывает пункт 4 статьи 93 НК РФ.

Помимо всего прочего, индивидуального предпринимателя – налогового агента контролирующие органы могут оштрафовать и на основании статьи 120 НК РФ.

Ведь в соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ индивидуальный предприниматель должен в течение четырех лет хранить документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов. В том случае, если у коммерсанта таких документов не будет, то фискалы могут привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности по статье 120 НК РФ. При этом штраф в зависимости от состава правонарушения может составить от 10 000 до 40 000 рублей.

Напоминаем, что состав обязанностей налоговых агентов не является исчерпывающим, на основании пункта 3.1 статьи 24 НК РФ налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

В частности, налоговые агенты по НДФЛ, в том числе и коммерсанты, обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах и суммах излишне удержанного у них налога. При этом законом на эти действия налоговому агенту отведено всего десять рабочих дней с момента выявления такого факта (абзац 2 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Правда, пока за нарушение данной обязанности налоговым агентом меры ответственности не предусмотрены.

Так как НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога, то сообщить налогоплательщику о факте удержания "лишних" сумм налога коммерсант может в произвольной форме. Именно такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 16 мая 2011 года № 03-04-06/6-112.

В силу пункта 1 статьи 231 НК РФ, излишне удержанная коммерсантом – налоговым агентом сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.

Причем заявление подается именно налоговому агенту, а не в налоговый орган (пункт 1 статьи 231 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 6 мая 2010 года по делу № Ф09-3130/10-С2).

Индивидуальному предпринимателю следует помнить о том, что при непредставлении им сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, он может привлекаться не только к налоговой, но и к административной ответственности. На это указывает статья 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 300 до 500 рублей.

При неисполнении обязанностей налогового агента индивидуальный предприниматель может привлекаться даже к уголовной ответственности, на что указывает статья 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако такое возможно, если неисполнение обязанностей налогового агента связано с личными интересами коммерсанта и совершено им в крупном и особо крупном размере.

В обязанности индивидуального предпринимателя – налогового агента по НДФЛ входит ведение учета доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов.

Причем вести указанный учет коммерсант обязан отдельно по каждому физическому лицу в регистрах налогового учета, разрабатываемых им самостоятельно.

При этом форма регистра может быть любая, главное, чтобы в них имелась вся необходимая информация, ведь на основании этих данных коммерсант – налоговый агент будет заполнять справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, утвержденной, как уже было отмечено, Приказом ФНС России № ММВ-7-3/611@.

В соответствии со статьей 230 НК РФ в указанных налоговых регистрах по НДФЛ помимо сведений, позволяющих идентифицировать налогоплательщика, в обязательном порядке должны содержаться следующие данные:

– вид выплачиваемых налогоплательщику доходов;

– вид предоставленных налоговых вычетов;

– суммы дохода и даты их выплаты;

– статус налогоплательщика;

– даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации;

– реквизиты соответствующего платежного документа.

Следует отметить, что по общему правилу ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели – налоговые агенты по НДФЛ представляют в свою налоговую инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в формате, утвержденном также Приказом ФНС России № ММВ-7-3/611@. В Приложении к данной форме содержатся Рекомендации по ее заполнению. Порядок представления сведений о доходах физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 года № ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц".

Указанные сведения представляются коммерсантами либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо на электронных носителях. И только в том случае, если в течение года число физических лиц, которым индивидуальный предприниматель выплатил доходы, не превысило 10 человек, справки 2-НДФЛ могут представляться им в налоговую инспекцию в бумажном виде (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Имейте в виду, что, помимо налоговой инспекции, индивидуальный предприниматель – налоговый агент обязан выдавать справки о полученных доходах и самим физическим лицам, получившим от него доход, например, для получения социального налогового вычета, при оформлении кредитов и так далее. Выдается такая справка по заявлению самого физического лица, на что указывает пункт 3 статьи 230 НК РФ.

Обратите внимание!

При выплате доходов таким физическим лицам как индивидуальные предприниматели, например, при выполнении работ или оказании услуг индивидуальный предприниматель не является налоговым агентом по НДФЛ.

Однако прежде чем игнорировать свои обязанности налогового агента в отношении таких физических лиц, коммерсанту следует убедиться, что они действительно зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если на просьбу индивидуального предпринимателя физическое лицо предъявило ему соответствующий документ, например, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или же документ о постановке на налоговый учет, то коммерсанту не нужно в отношении такого лица исчислять и удерживать сумму налога, а также подавать сведения в налоговую инспекцию.

В том случае, если выплата в пользу такого гражданина осуществляется по иным основаниям, не связанным с бизнесом, например, по трудовому договору, то обязанности налогового агента у индивидуального предпринимателя возникают в общем порядке.

В завершении хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что с 1 января 2016 года в НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".

В частности, пункт 1 статьи 223, определяющей дату фактического получения дохода для целей НДФЛ, некоторые пункты статьи 226, устанавливающей особенности исчисления НДФЛ, порядок и сроки уплаты этого налога налоговыми агентами, а также пункт 2 статьи 230 НК РФ будут изложены в новой редакции.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту