Открытая общественная правовая информационная система

Какие существуют у покупателя права в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?

Какие существуют у покупателя права в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?

Согласно п. 1 ст. 503 Гражданского кодекса РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

а) либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

б) либо соразмерного уменьшения покупной цены;

в) либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

г) либо возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон N 2300-1) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

а) либо потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

б) либо потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

в) либо потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

г) либо потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

д) либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1 могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, содержат нормы, конкретизирующие общие положения о договоре купли-продажи в части порядка исчисления сроков, предоставляемых покупателю для обнаружения недостатков в приобретенном товаре. Так, в соответствии с п. 30 Правил покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара (ст. 503 Гражданского кодекса РФ), если указанные недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Законодательством о защите прав потребителей предусмотрены особенности для предъявления требований о замене:

а) технически сложных или дорогостоящих товаров;

б) товаров, свойства которых не позволяют устранить их.

Так, покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления требований о замене товара, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. В указанном случае на покупателе лежит обязанность по требованию продавца и за его счет возвратить полученный товар ненадлежащего качества (п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров).

При этом отсутствие у покупателя чека ККТ или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

В случае предъявления покупателем требования об устранении продавцом недостатков товара длительного пользования или замены такого товара покупатель вправе одновременно потребовать предоставление ему на период ремонта или замены товара ненадлежащего качества аналогичного товара надлежащего качества, за исключением товаров по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые это требование не распространяется.

Вопросы пользователей

Чтобы задать вопрос, зарегистрируйтесь
Приобретен товар ненадлежащего качества. Обратились к продавцу, они товар не меняют, деньги не возвращают, объясняя, что закон о защите прав потребителей на юридические лица не распространяется
Что делать, если купил бракованный смартфон?
Возможно ли вернуть деньги за ноутбук, в котором имеется дефект?
Могу ли я забрать деньги за бракованный телефон?
Предъявление претензии за некачественный товар
Что делать, если мне не вернули деньги за бракованный товар?
Замена телевизора в магазине
Приобрел ноубук. Через 6-ть дней начал мерцать экран. Пошел в магазин, сообщил о данном дефекте. На что мне ответили - надо отправлять в центр для обследования . Отказали в замене. Обязаны ли в магазине мне заменить сразу ноубук?
Написал претензию о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества, через 15 дней пришел ответ: требуют отправить на проверку качества.Законно ли это?! Что делать?
Купила телефон в кредит. Он сломался до истечения срока гарантии
Нерабочий электроинструмент
Претензия по бракованному товару.Имею ли право вернуть товар и потребовать деньги обратно?
Пришли покупатели с требованием вернуть или обменять напольные механические часы. Утверждают, что они некачественные. Покупка была совершена чуть меньше года назад. Гарантия на них не давалась. Вправе ли они потребовать возврат или обмен?
Возврат денег за товар ненадлежащего качества
Купила телефон в ДНС. Через месяц он не включался. Пошла туда, мне сказали деньги не вернут,что это моя вина. Что делать?
Результат показал, что мы залили планшет водой. И его сняли с гарантии. Естественно планшет ничем мы не заливали. Подскажите, что можно сделать в этом случае?
Показать больше вопросов
Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту