Открытая общественная правовая информационная система

Каковы особенности розничной продажи алкогольной продукции?

Каковы особенности розничной продажи алкогольной продукции?

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции (за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ) (ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", (далее – Закон N 171-ФЗ)).

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как:

а) спиртные напитки (в том числе водка, коньяк);

б) вино;

в) фруктовое вино;

г) ликерное вино;

д) игристое вино (шампанское);

е) винные напитки;

ж) пиво;

з) напитки, изготавливаемые на основе пива;

и) сидр;

к) пуаре;

л) медовуха.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), разработанные в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Алкогольная продукция отнесена законодательством к пищевой продукции (ст. 1Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").

Поэтому, при применении Правил продажи отдельных видов товаров следует также учитывать, что исключение с 01.01.2013 из них раздела XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" не отменяет действие в отношении правил продажи такой продукции соответствующих норм раздела I "Общие положения" и раздела II "Особенности продажи продовольственных товаров" (п. 1 – п. 38 Правил продажи отдельных видов товаров).

Но основные особенности розничной продажи алкоголя в розницу установлены Законом N 171-ФЗ.

Так, алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о:

– наименовании алкогольной продукции;

– цене алкогольной продукции;

– наименовании производителя (юридическом адресе);

– стране происхождения алкогольной продукции;

– сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия;

– государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

– объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

– наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

– содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;

– дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

– содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 % объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары;

– вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.

Вся алкогольная продукция в обязательном порядке подлежит маркировке. В случае, если продается алкоголь, произведенный в РФ, на нем должна присутствовать федеральная специальная марка. Алкоголь, ввозимый в РФ из-за рубежа, маркируется акцизными марками.

Продавать в розницу алкоголь (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) могут только организации (ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

А вот розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи может осуществляться как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Но и организации и индивидуальные предприниматели не вправе продавать алкоголь через интернет (дистанционно). Такой запрет прямо установлен п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612.

Помимо вышеуказанных мер особенности розничной продажи алкоголя включают установление определенных ограничений, касающихся:

1) запрета продажи алкогольной продукции на определенной территории. Так, Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

– в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

– в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

– на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

– на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

– на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

– в нестационарных торговых объектах;

2) запрета продажи алкоголя в определенное время. Так, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени;

3) запрета продажи алкоголя определенным лицам, например, которые не достигли возраста 18-ти лет.

Помимо вышеуказанных особенностей, абз. 1 п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны иметь для таких целей в том числе ККТ.

При применении данной нормы необходимо учитывать, что она устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем является специальной по отношению к положениям Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Поэтому в указанной сфере не подлежит применению, в частности, норма п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и ПСН, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Неприменение в установленных случаях ККТ согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

а) на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

б) на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей;

в) на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Вопросы пользователей

Чтобы задать вопрос, зарегистрируйтесь
Административное правонарушение по ст.15.13 КоАП. Как мне быть? нужно ли было подавать декларацию об объёме розничной продаже пива?
Хотелось бы понимать, какие нужны документы для открытия точки по разливу пива и что будет при нарушении данных требований?
По каким ценам допускается продажа алкоголя? Что грозит продавцу в случае, если он не соблюдает эти цены?
Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту