Открытая общественная правовая информационная система

Какие документы и в какой срок надо поменять в связи со сменой фамилии при вступлении в брак?

Какие документы и в какой срок надо поменять в связи со сменой фамилии при вступлении в брак?

Если при вступлении в брак один из супругов изменил свою фамилию либо добавил к своей фамилии фамилию супруга, то после заключения брака у него возникнет необходимость изменения ни одного документа, а целого комплекта документов.

Прежде всего, необходимо обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы (УФМС) или многофункциональный центр (МФЦ) за заменой паспорта (п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта нужно сдать не позднее 30 дней со дня регистрации брака.

За выдачу паспорта взимается госпошлина в размере 300 руб. (пп. 17 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Паспорта выдаются гражданам:

– или в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением;

– или в 2-месячный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением.

Помимо гражданского паспорта, изменение фамилии при вступлении в брак повлечет за собой необходимость получения и нового заграничного паспорта. Так, при невозможности дальнейшего использования паспорта нового поколения до истечения срока его действия по причине изменения персональных данных (фамилии, имени, отчества, пола и другие) заявителю по его заявлению оформляется новый паспорт нового поколения в порядке, установленном Административным регламентом, который утвержден Приказом ФМС России от 26.03.2014 N 211.

Заявление о выдаче паспорта подается либо в территориальное отделение УФМС лично либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

За выдачу загранпаспорта старого поколения нужно уплатить госпошлину в размере 2 000 руб., за выдачу загранпаспорта, содержащего электронный носитель информации (паспорт нового поколения), - 3 500 руб. (пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ).

Помимо необходимости замены паспортов, возникает необходимость замены полисов:

а) обязательного пенсионного страхования (ОПС);

б) обязательного медицинского страхования (ОМС).

Согласно п. 26 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, работник или лицо, работающее по гражданско-правовому договору в случае изменения фамилии вправе обратиться с заявлением об обмене страхового свидетельства (по форме АДВ-2 (утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п)), выдаваемого органами ПФР, к страхователю – т.е. своему работодателю, который в 2-х недельный срок со дня получения от застрахованного лица заявления об обмене страхового свидетельства передает его в соответствующий территориальный орган ПФР (п. 27 Инструкции N 987н).

При изменении у застрахованного лица фамилии, которая была у него при рождении, соответствующий орган ПФР выдает застрахованному лицу новое (взамен выданного ранее) страховое свидетельство ОПС с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В случаях изменения фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, осуществляется переоформление ОМС. Для замены полиса ОМС застрахованные лица обязаны уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение 1-го месяца со дня, когда эти изменения произошли (п. 52 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н).

Также при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца Выдача российского водительского удостоверения взамен ранее выданного производится без сдачи экзаменов (п. 29 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097). При этом ранее установленный срок действия водительского удостоверения не меняется.

Если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию (п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097).

Кроме того, в соответствии с п. 36 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н на основании п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ, при изменении фамилии физического лица этому лицу, имеющему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выдается (направляется заказным письмом) налоговым органом по месту жительства физического лица новое свидетельство о постановке его на учет с указанием в этом свидетельстве присвоенного ранее идентификационного номера налогоплательщика.

Новое свидетельство о постановке на учет физического лица выдается (направляется заказным письмом) налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе, представленного по установленной форме и в установленном порядке.

Форма указанного заявления, на основании п. 5.1 ст. 84 Кодекса, утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

Согласно п. 24 Порядка при подаче заявления о постановке на учет в налоговый орган физическое лицо одновременно с указанным заявлением представляет документ (документы), удостоверяющий личность физического лица и подтверждающий его регистрацию по месту жительства. В случае если заявление о постановке на учет направлено в налоговый орган по почте (с уведомлением о вручении), к этому заявлению должна быть приложена заверенная в установленном порядке копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства.

Заявление физического лица о постановке на учет можно также заполнить на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru при помощи сервиса "Постановка физического лица да учет в налоговом органе на территории Российской Федерации" (https://service.nalog.ru/zpufl/).

При этом выдача нового свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в соответствии с п. 36 Порядка, не является повторной выдачей первичного свидетельства.

Повторно выданными свидетельствами (свидетельством) о постановке на учет физического лица в налоговом органе являются документы (документ), воспроизводящие содержание первичного свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Подпунктом 132 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ установлена государственная пошлина в размере 200 руб. за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Налоговым кодексом РФ не установлена государственная пошлина за выдачу нового свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случаях изменения фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения физического лица. Таким образом, уплачивать госпошлину за получение нового свидетельства лицу, изменившему фамилию в связи со вступлением в брак, не нужно.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту