Открытая общественная правовая информационная система

Международные документы о правах человека и гражданина

Система международных документов о правах человека состоит из ряда актов, включающих в себя права человека и гражданина различных поколений. Эти акты принимаются на межгосударственном уровне и обязательны для государств, их подписавших. Часть актов обязательная для государств-членов международных организаций, которые их приняли. Международные акты могут действовать как ан всей территории Земли, так в отдельных её регионах, например, в Африке или Европе.

Устав ООН закрепляет основы межгосударственного сотрудничества в деле соблюдения и развития прав и свобод человека. Центральное место в системе универсальных актов о правах человека занимает Международный билль о правах, в который входят Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948 год), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба – 1966 год) и факультативный протокол к нему (1989 год). В них перечислены личные, гражданские, социальные, экономические, культурные права и свободы человека, сказано о праве народов на самоопределение, об обязанности государства соблюдать и развивать права и свободы человека и гражданина.

ООН и иные международные организации (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда) в ходе своей деятельности разработали и создали ряд международных договоров, посвященных правам отдельных групп людей:

 Конвенция о политических правах женщин (1953 год),

 Конвенция о статусе апатридов (т.е. лиц без гражданства) (1954 год),

 Конвенция о ликвидации всех форм рассовой дискриминации (1966 год),

 Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 год),

 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год),

 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год.),

 Конвенция о правах ребенка (1989 год),

 Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 год),

 Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 год),

 Конвенция Международной Организации Труда N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (1981 год),

 Декларация о правах инвалидов (1975 год),

 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985 год),

 Хартия Земли (2000 год).

По этим актам можно отследить развития содержания понятия права человека с течением времени. При этом конвенции, как правило распространяются на государства-участники организаций, их разработавших или на всех участников процесса их разработки, они отличаются подробностью и охватывают максимальный круг вопросов в области, к которой относятся. Присоединение к конвенции других участников происходит с помощью ратификации. Декларация же обладает меньше юридической силой, отражает принципы или общую точку зрения подписавших её сторон. Хартия напоминает по своей сути декларацию, но не имеет вообще никакой обязательной силы.

На региональном, европейском уровне к основным международным документам о правах человека следует отнести:

Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.),

 Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 1987 г.)

 Европейскую Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 1959 г.)

 Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 1985 г.)

 Европейскую Социальную Хартию (пересмотренную) (Страсбург, 1996 г.)

 Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств ETS N 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод представляет для нас особый интерес, поскольку является основой для защиты своих прав гражданами России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

При этом в число оснований для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам включаются обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. К ним относится, в том числе, установление Европейским Судом по правам человека нарушений положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека. Такие положения установлены для пересмотра гражданских и административных дел по новым обстоятельствам (пп. 4 п. 4 ст. 392 ГПК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Также согласно п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ с заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в связи с установленным Европейским Судом по правам человека нарушением положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела могут обратиться лица, участвовавшие в деле, в связи с принятием решения по которому состоялось обращение в Европейский Суд по правам человека, а также иные лица, не участвовавшие в данном деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт.

Таким образом, установление ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судами конкретных дел может послужить одним из оснований к их пересмотру в связи новыми возникшими обстоятельствами.

Однако, с 15 декабря 2015 года Конституционный суд РФ может блокировать исполнение постановлений ЕСПЧ против России.

Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривается, что по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора, Конституционный Суд Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту