Открытая общественная правовая информационная система

Выборы и референдум

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме и в выборах на равных основаниях, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Рефере́ндум (лат. referendum)  — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Голосование на референдуме и на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Проведение федеральных выборов — обязанность государства.

Выборы всегда проходят в воскресенье — для обеспечения максимальной явки избирателей. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено рабочим днем. Региональные выборы проходят в единый день голосования, при этом если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября. Досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания регионов в случае досрочного роспуска этих органов назначаются не позднее полугода со дня их роспуска.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день.

В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень:

1. биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;

2. если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии;

3. если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово "самовыдвижение";

4. сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

5. информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, о снятых и погашенных судимостях кандидата;

6. сведения из финансовых отчетов политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также сведения о результатах проверки этих отчетов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Голосование производится путем проставления отметки напротив нужного избирателю варианта в отведенной для этого графе бюллетеня, выдаваемого избирателю при а) предъявлении документа, удостоверяющего личность избирателя, б) наличии его в списках, в) под роспись. Отметка ставится гражданином собственноручно, в закрытой от посторонних глаз кабинке. Отметка может быть только одна. Если избиратель испортил бюллетень, он может попросить в комиссии чистый взамен испорченного. Бюллетень с отметкой опускается в опечатанную урну, которую вскроют после окончания голосования при подсчете голосов.

Документам, подтверждающими личность гражданина Российской Федерации при получении им бюллетеня являются, помимо паспорта:

1. военный билет или удостоверение личности офицера,

2. временное удостоверение личности,

3. заграничный паспорт,

4. справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

3. Федеральный закон от 18.05.2005 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации";

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Вопросы пользователей

Чтобы задать вопрос, зарегистрируйтесь
Можно ли голосовать, имея на руках УЭК и копию паспорта?
Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту