Открытая общественная правовая информационная система

Региональные выборы

Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти.

Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании — сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы. По общему правилу, правом избирать (т. е. "активным избирательным правом") наделяются граждане Российской Федерации: а) постоянно проживающие на территории субъекта федерации, в котором проходят выборы, и б) достигшие на момент голосования совершеннолетия.

Участие гражданина в голосовании обеспечивается на муниципальном уровне и уровне территориальных и участковых избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии на основании данных о количестве зарегистрированных на территории муниципальных образований граждан России делят территорию на избирательные участки с примерно равным числом избирателей, проживающих в границах участка. Территориальные избирательные комиссии формируют и актуализируют списки избирателей по своему участку. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и проживающие в границах избирательного округа. Максимальное число избирателей на одном участке не должно превышать 3000 человек (это примерно 2-6 многоквартирных дома).

Порядок проведения голосования, как и ограничения активного избирательного права граждан, во всех регионах в целом едины, однако различаются способы определения победителя на выборах высшего должностного лица субъекта федерации, формирования высшего законодательного (представительного) органа субъекта федерации. Правила выборов устанавливаются региональными законами.

Для выборов высшего должностного лица региона (например, губернатора) обычно используется мажоритарная система абсолютного большинства, как на выборах Президента Российской Федерации. Граждане голосуют по единому избирательному округу, соответствующему границам региона. Губернатор избирается на пятилетний срок. Назначение выборов губернатора обычно относится к компетенции высшего представительного органа власти субъекта федерации.

Мажоритарная избирательная система— система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.

Новшество региональных выборов заключается в том, что группа из не менее чем 100 избирателей может инициировать отзыв губернатора наряду с Президентом Российской Федерации при наличии установленных судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.

Региональные законодательные собрания формируются на основе всеобщих, равных выборов по схемам, используемым в свое время для формирования Государственной Думы первых созывов. Часто Областная Дума, Курултай1 или иной представительный орган избирается наполовину по одномандатным округам (обычно это мажоритарная система простого большинства), наполовину по единому избирательному округу (пропорциональная система с распределением мандатов по нескольким разным математическим моделям). Назначает выборы или высшее должностное лицо субъекта федерации или сам высший представительный орган власти, срок действия полномочий которого на исходе.

Референдум в субъектах федерации проводится аналогично общероссийскому референдуму.

Проводит выборы избирательная комиссия субъекта федерации, а Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает ей техническую, организационную и информационно-правовую поддержку.

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации";

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту