Открытая общественная правовая информационная система

Президентские выборы

Президентом Российской Федерации может быть гражданин России, достигший возраста 35 лет, не имеющий иностранного гражданства, вида на жительства за рубежом и постоянно проживающий на территории страны в течение 10 лет.

Кандидаты на пост Президента России выдвигаются на съездах всероссийских политических партий, инициативными группами или самостоятельно. Выдвижение проходит после официального опубликования решения о назначении президентских выборов, при этом действует правило 1 инициативная группа/партия — один кандидат. Партии не могут выдвигать кандидатов, не состоящих в них. По общему правилу для выдвижения кандидатуры на пост Президента необходимо заручиться поддержкой части населения страны — организовать сбор подписей (самовыдвиженцам - 300 000 в целом, не более 7500 подписей в каждом из регионов, кандидатам от политических партий — 100 000, не более 2500 подписей в каждом регионе), сдать их в Центральную избирательную комиссию для проверки подлинности и в случае успеха стать зарегистрированным кандидатом. Самовыдвиженцы для этих целей организуют инициативную группу числом не менее 500 человек. От этой формальности освобождены кандидаты, выдвинутые политическими партиями, прошедшими на последних выборах в Государственную Думу.

Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней. Кандидат получает удостоверение кандидата в Президенты.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан на момент его регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Деятельность кандидата поддерживается рядом гарантий, прописанных в Федеральном законе от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О выборах Президента Российской Федерации".

Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Работодатель, руководитель государственного органа или его соответствующего подразделения, командир воинской части, администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, проходит военные сборы, обучается кандидат, со дня регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации до дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Зарегистрированный кандидат по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента Российской Федерации засчитывается в трудовой стаж по специальности.

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты только Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Доверенные лица получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. Работодатель обязан предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначивших их кандидата, политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя. Кандидат, политическая партия, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию.

Кандидаты представляют в Центральную избирательную комиссию сведения об имущественном и финансовом положении себя и членов своей семьи, а также могут указать на свою принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям.

Кандидаты формируют избирательный фонд и расходуют его на предвыборную агитацию в виде публичных агитационных мероприятий, выпуска агитационных материалов, в том числе в традиционных и электронных средств массовой информации. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах, изображений физических лиц без их согласия, распространение экстремистских материалов и призывов. В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами Президента Российской Федерации.

Ряду должностных лиц запрещено проводить агитацию в силу своего служебного положения. Каждому кандидату предоставляется бесплатное эфирное время и некоторое количество средств на предвыборную компанию. О расходовании избирательного фонда кандидат должен отчитаться после завершения выборов.

Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Кандидат, победивший на выборах вступает в должность Президента Российской Федерации по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, если выборы досрочные — на 30-й день после опубликования Центральной избирательной комиссией их итогов. Инаугурация проходит в торжественной обстановке, Президент приносит присягу, текст которой записан в Конституции.

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001), (действующая редакция от 12.02.2015).

3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

4. Федеральный закон от 18.05.2005 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации";

5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О выборах Президента Российской Федерации".

6. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту