Открытая общественная правовая информационная система

Легко ли сфальсифицировать выборы или как считают голоса?

При подготовке и проведении выборов используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", которой управляет Центральная избирательная комиссия РФ. Участковые комиссии считают поданные голоса, погашенные и неиспользованные бюллетени и отправляют данные в территориальные избирательные комиссии, те вносят их в ГАС "Выборы". Система собирает данные со всех участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий и передает их в избиркомы субъектов федерации и ЦИК. Председатель комиссии субъекта визуально сравнивает данные с итогами за свой субъект, с данными технологического сайта комплекса ЦИК и при их совпадении личным паролем дает санкцию на их размещение в Интернете. Если данные не совпадают, то проводится проверка, где произошла ошибка, на каком этапе. Сама система изолирована от Интернета — дабы избежать хакерских атак.

Подсчет голосов на участках ведется вручную, данные ГАС "Выборы" дублируются на бумажных протоколах.

Основываясь на данных системы и результатах ручных проверок Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов по федеральному избирательному округу недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования по федеральному избирательному округу или установлении итогов этого голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали в себя не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Выборы, результаты которых признаны недействительными или аннулированы, назначаются вновь Центральной избирательной Комиссией Российской Федерации. Голосование должно пройти в течение не более чем 4-х месяцев со дня определения результатов предыдущих, аннулированных выборов.

Итоги голосования по каждому участку референдума, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий референдума и непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, предоставляются для ознакомления любым участникам референдума, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах референдума членами той комиссии референдума, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая комиссия референдума.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через три недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных и участковых комиссий об итогах голосования, в региональном государственном периодическом печатном издании, при этом официальному опубликованию подлежат все числовые данные, содержащиеся в протоколе каждой участковой комиссии. В случае проведения на отдельных участках референдума, отдельных территориях повторного подсчета голосов участников референдума, результаты которого поступают в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации после этого срока, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации официально опубликовывает уточненные данные в течение одной недели со дня принятия на их основании соответствующего решения. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе осуществить официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, в одном или нескольких муниципальных периодических печатных изданиях.

В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех комиссий референдума, за исключением участковых комиссий, об итогах голосования, о результатах референдума. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанные данные размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сети "Интернет".

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25 процентов от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае назначается повторное голосование, которое проводится не позднее чем через 30 дней со дня первого референдума.

Итоговое распределение опирается на данные в целом по стране, субъекту федерации или муниципальному образованию — в зависимости от уровня выборов. В системе есть несколько уязвимых мест:

1. Недостаточная защита бюллетеней и превышение их числа приходящих на выборы избирателей;

2. Низкая правовая культура избирателей,

3. Списки избирателей и открепительные удостоверения;

4. Человеческий фактор при ручном подсчете голосов;

Первая уязвимость приводит к возможности использовать неиспользованные бюллетени для подтягивания тех или иных кандидатов на выборах. Это подтягивание может осуществляться как с помощью вбросов (человек вместо одного бюллетеня бросает в урну несколько десятков), каруселей (группа избирателей получает бюллетени за других людей в голосует по несколько раз), прямых подтасовок участковой избирательной комиссией.

Низкая правовая культура избирателей приводит к тому, что давление, оказываемое на них другими лицами вынуждает их голосовать за определенных кандидатов, хотя проверить за кого отдал голос тот или иной избиратель, не нарушая закона при множестве свидетелей нельзя. Также никто не запрещает избирателю отдать голос за одного кандидата, а публично поддерживать другого.

Третья уязвимость — мертвые души в избирательных списках, которые иногда дружно голосуют и отсутствие единой электронной системы регистрации избирателей. Последнее позволяет человеку с одним открепительным удостоверением голосовать на нескольких участках, либо позволяет организованно завозить людей с открепительными удостоверениями на участки, где необходимо обеспечить победу того или иного кандидата - одномандатника.

Четвертое — ошибки в подсчете голосов и подтасовка результатов подсчета, устранение следов расхождения бюллетеней, извлеченных из урн для голосования и выданных на руки, подмена испорченных бюллетеней неиспорченными с голосами в пользу определенного кандидата, переписывание протоколов подсчета голосов.

Все четыре уязвимости должны нивелироваться независимыми наблюдателями и честностью челнов избирательных комиссий.

Нормативно правовые акты, регулирующие процесс подсчёт голосов на выборах:

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту