Открытая общественная правовая информационная система

Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы ответственности за невыполнение требований по урегулированию конфликта интересов при осуществлении различных видов деятельности

Законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы ответственности за невыполнение требований по урегулированию конфликта интересов при осуществлении различных видов деятельности

Исходя из приоритетности стоящих перед органами прокуратуры задач понятие "конфликта интересов" в первую очередь следует определять с учетом положений общих норм антикоррупционного законодательства Российской Федерации, а именно руководствоваться определением, содержащемся в ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно положениям данной статьи под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 ст. 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 ст. 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Необходимо отметить, что ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ устанавливает обязанность лиц, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Таким образом положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ позволяют в ходе текущего прокурорского надзора при выявлении в действиях должностных лиц, замещающих соответствующие должности, признаков конфликта интересов, применять к ним меры прокурорского реагирования в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Между тем, анализируя иные нормы действующего законодательства Российской Федерации, следует констатировать, что вопросы недопустимости наличия конфликта интересов при совершении конкретных действий, влекущих ответственность, могут содержаться и в других нормативных правовых актов в отношении иных лиц, чем лиц, требования к которым определены положениями Федерального закона № 273-ФЗ.

Так, в ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержится понятие конфликта интересов медицинского работника.

Под ним понимается ситуация, при которой у медицинского работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя фармацевтической компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет на надлежащее исполнение профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника и интересами пациента.

В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник обязан сам проинформировать об этом в письменной форме своего работодателя. На работодателя же возложена обязанность по информированию о данном факте уполномоченного органа исполнительной власти.

Требования по недопущению возникновения конфликта интересов содержатся и в Федеральном Законе от 01.12.2007 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Так, ст. 8 указанного закона определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность членов саморегулируемой организации, лиц, входящих в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работников, влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам саморегулируемой организации.

При этом меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации.

Недопущение возникновения конфликта интересов предусмотрено и Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Так, под конфликтом интересов педагогического работника понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п. 33 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Таким образом, понятие конфликта интересов, определенное законодателем в отношении педагогических работников, по своему содержанию и признакам идентично определениям конфликта интересов, содержащихся в вышеприведенных нормах права.

Дальнейший сравнительный анализ норм, связанных с возможностью привлечения лиц к ответственности за невыполнение ими требований по урегулированию конфликта интересов при осуществлении различных видов деятельности показал, что в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона №273-ФЗ обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, к которым, в том числе, относятся предотвращение и урегулирование конфликта интересов возлагаются на организации.

Вопросы выявления конфликта интересов, его недопущения и установления границ ответственности виновных лиц, могут быть предметом регулирования в деятельности всех организаций, в т.ч. коммерческих. При этом обязанность по проведению антикоррупционной политики, включающей в себя разработку актов, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов их работников, контроль за исполнением и решением вопроса о применении мер ответственности законом возложена на сами организации.

материал предоставлен

прокуратурой Нижегородской области

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту