Открытая общественная правовая информационная система

Введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

В целях обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшения их технического состояния, содействия внедрению перспективных технологий и стандартов в области дорожной деятельности, обеспечения интеграции автомобильных дорог в международную транспортную сеть принят Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон).

С 15 ноября 2015 года вступила в силу новая статья 31.1 Федерального закона, устанавливающая требование о том, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Указанное правило не применяется к платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог. Кроме того, от платы освобождены: транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов; специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции; специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Во исполнение части 8 статьи 31.1 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 установлены Правилавзимания платы, согласно которым платежи производятся с использованием системы взимания платы.

Обеспечение функционирования системы взимания платы осуществляется оператором, которым согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 № 1662-р является ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", с последним заключено Концессионное соглашение.

ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", как оператор системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования обеспечивает полный цикл создания системы "Платон": проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и модернизацию системы.

После создания система взимания платы будет находиться в собственности Российской Федерации.

Общий срок реализации проекта – 13 лет с даты подписания Концессионного соглашения, а именно с 29.09.2014.

Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог в случае направления полученных средств на проведение своевременных мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог сверх расходов государственного бюджета, предусмотренных на реализацию планируемых мероприятий.

Формирование размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, основано на данных, полученных в результате научно-исследовательской работы (НИОКР) в 2010 - 2011 годах по заказу Минтранса России.

В рамках НИОКР был рассчитан объем ежегодных затрат на эксплуатацию федеральных трасс, прогнозируемый общий пробег по федеральным трассам автомобилей массой свыше 12 тонн (с учетом введения в эксплуатацию Системы взимания платы), а также величина износа, ежегодно наносимого автомобильным дорогам федерального значения указанными транспортными средствами.

Тариф складывается исходя из компенсации стоимости ущерба, наносимого такими автомобилями федеральным трассам (то есть затрат на их капитальный ремонт, ремонт и содержание), и затрат на эксплуатацию системы "Платон" за вычетом предполагаемой величины акцизов с "12-тонников".

Расчеты, проведенные в ходе выполнения НИОКР, показали, что экономически обоснованный размер платы составляет 8,2 рублей за км пробега. Данный размер был скорректирован по итогам обсуждения доли и размера акцизов на моторное топливо, подлежащих зачислению в Дорожный фонд, социально-экономических последствий введения такой платы, необходимости ежегодной индексации и составил 3,73 рублей за км (постановление Правительства РФ № 504 с изменениями от 18.05.2015).

3 ноября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1191 утвержден новый размер платы за нанесение ущерба федеральным трассам грузовыми автомобилями массой свыше 12 тонн с применением уменьшенного коэффициента 0,41 на период с 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года, а на период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года с применением коэффициента 0,82.

Однако 27 февраля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации № 139 размер платы за проезд большегрузов по федеральным трассам решено не повышать с 1 марта 2016 года. Тариф 1,5293 руб. за километр пути теперь установлен на неопределенный срок.

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, будет аккумулироваться в федеральном дорожном фонде.

Средства от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в федеральный дорожный фонд не поступают, а образуют объемы дорожного фонда субъекта Российской Федерации и муниципального дорожного фонда.

Средства бюджета, входящие в состав дорожного фонда, используются в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (статья 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно информации Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации к 2019 году принятые меры позволят привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Помимо этого, сейчас на рассмотрении Правительства Российской Федерации находится предложение Минтранса России, сформулированное по поручению Президента России, об использовании данных средств для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций.

материал предоставлен

прокуратурой Омской области

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту