Открытая общественная правовая информационная система

Законны ли положения Жилищного кодекса Российской Федерации о взносах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?


533

Законны ли положения Жилищного кодекса Российской Федерации о взносах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 № 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" разъяснил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность собственников заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома.

Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах не являются налогом, имеют строго целевое назначение и расходуются в интересах собственников, независимо от способа их формирования.

Конституционный Суд РФ указал, что введение взносов на капитальный ремонт направлено на поддержание многоквартирных домов в надлежащем состоянии и предотвращение причинения вреда, в том числе и самим собственникам, в связи с чем введение указанных взносов не противоречит конституционным предписаниям.

Также признана не противоречащей Конституции РФ часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ, позволяющая использовать средства фонда капитального ремонта - при отсутствии волеизъявления формирующих этот фонд на счете регионального оператора собственников - для финансирования ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, поскольку очередность капитального ремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте, и может быть оспорена в судебном порядке, равно как может быть обжаловано и неисполнение региональной программы капитального ремонта, установившей такую очередность.

Конституционный Суд РФ отметил, что согласно статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае приватизации жилья в многоквартирных домах, требующих капитального ремонта, обязанность по проведению ремонта сохраняется за бывшими наймодателями. Неисполнение бывшим наймодателем данной обязанности не освобождает собственников приватизированного жилья от уплаты соответствующих взносов.

Конституционным Судом РФ федеральному законодателю предписано: установить согласованный с положениями Жилищного кодекса РФ механизм исполнения предусмотренной статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" обязанности бывших наймодателей по производству капитального ремонта нуждающихся в нем домов; предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту перед собственниками помещений; предусмотреть дополнительные меры, направленные на обеспечение информирования собственников помещений и управляющих организаций о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения ремонта.

материал предоставлен

прокуратурой Омской области

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту