Открытая общественная правовая информационная система

Как суды должны рассматривать споры граждан с государством

Согласно Конституции, граждане могут обжаловать действия и решения органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, если эти действия и решения нарушают их права и законные интересы. С прошлого года подобные дела суды рассматривают по Кодексу административного судопроизводства. Пленум Верховного суда в своем постановлении разъяснил ряд вопросов, которые касаются применения положений Кодекса.

Автор — Источник - Российская газета

2064

Согласно Конституции, граждане могут обжаловать действия и решения органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, если эти действия и решения нарушают их права и законные интересы. С прошлого года подобные дела суды рассматривают по Кодексу административного судопроизводства. Пленум Верховного суда в своем постановлении разъяснил ряд вопросов, которые касаются применения положений Кодекса.

Например, один из таких вопросов: какие конкретно дела рассматриваются по Кодексу административного судопроизводства, а какие нет. Пленум Верховного суда дал такое разъяснение. Например, если орган власти принял закон или другой нормативный акт, нарушающий права гражданина, гражданин подал в суд, то такое дело рассматривается по Кодексу административного судопроизводства. А если, например, гражданин недоволен тем, что его уволили с госслужбы, неправильно начислили пенсию, не дали квартиру, мешают ведению предпринимательской деятельности и так далее - то такие дела рассматриваются по правилам Гражданского, или Арбитражного кодексов.

Пленум Верховного суда разъяснил также, какие меры могут принимать суды к ответчикам по административным искам. Чтобы не допустить нарушения прав истца до вынесения судебного решения, могут быть применены меры предварительной защиты.

Например, суд может арестовать имущество административного ответчика, обязать его или других лиц совершить определенные действия или от них воздержаться, приостановить взыскание по исполнительному документу и так далее.

Чтобы обеспечить участие ответчика в судебных заседаниях, к нему могут быть применены меры процессуального принуждения. Например, с ответчика могут взять обязательство явиться в суд, оштрафовать за неявку, лишить слова или удалить из зала суда.

В постановлении Пленума особо подчеркнуто, что если ответчиком по делу является госорган или чиновник, то представитель этого госоргана обязан являться в суд и участвовать в судебных заседаниях. Причем известить госорган о дате и времени судебного заседания можно не только по почте, но и посредством СМС-сообщения, письма на электронную почту и другим способом, на который представители этого госоргана дали согласие.

Еще одна категория административных дел, по которой дал разъяснение Пленум Верховного суда - порядок взыскания налогов с граждан в упрощенном порядке, по судебному приказу. Судебный приказ выносит судья единолично, без проведения судебного заседания.

Пленум ВС разъяснил тонкости этой достаточно новой в налоговых делах процедуры. Сказано, что если мировой судья увидит какие-то признаки спора в документе, то он не должен издавать судебный приказ, а вынесет дело на обычное рассмотрение. Гражданин, получив судебный приказ, сможет его оспорить в течение 20 дней.

Разъяснения Пленума Верховного суда о порядке применения Кодекса административного судопроизводства обязательны к применению всеми российскими судами. При этом в Верховном суде не исключили, что практика применения Кодекса потребует новых разъяснений, которые будут даны по мере необходимости.

Логин
Пароль
Забыли пароль?

Отмечать материалы могут только зарегистрированные пользователи.

Войдите на сайт:

Напишите благодарность эксперту